Оксана Самборская

Продается воздух

Террасы в офисах: глоток свежего воздуха и поддержание арендных ставок

Июнь в этом году в столице выдался противоречивый — то дождь все смывает, то ветер сносит. Но лето есть лето, и, да простят нас серьезные руководители, в это благословенное время, какой бы ни была погода, очень не хочется сидеть в закрытом офисе под внесезонным кондиционером или даже в четырех стенах, обеспеченных системой централизованного кондиционирования.

Хочется, наоборот, щуриться от солнца, вдыхать уличный воздух, смотреть на московские крыши. И да — желательно, все это в рабочее время.

Современные бизнес-центры такую возможность предоставляют, хотя, увы, и не все. Эксперты при этом считают, что наличие террасы — вроде бы, не самого функционального места, — повышает статус и престиж бизнес-центра, а иногда даже может стать серьезным аргументом, влияющим на выбор арендатора. В конце концов, три месяца счастья в году — тоже немало.

Настроившись на летнюю волну, мы подготовили небольшую подборку таких офисных счастливцев.

Альфа-лаборатория

Новое подразделение Альфа-банка, Альфа-лаборатория, занимается запуском электронных каналов взаимодействия с клиентом. Для них в архитектурном бюро IND architects спроектировали свой собственный, отличающийся от банковского, интерьер. При поиске помещения сразу было решено отдавать предпочтение помещениям с террасами или балконами. В результате выбрали офисный центр БЦ «Мельников Хауз», где Альфа-лаборатории предложили целый этаж, имеющий сразу два балкона.

«На обоих балконах быстро появились столы и кресла, которые можно использовать круглый год. К выбору мебели мы подошли ответственно, чтобы она служила долго и была достаточно простой и при этом удобной. Результатом стали необычные столы: в них встроен свет, что выглядит вечером очень красиво и уютно», — комментируют в Альфа-Лаборатории.

Со временем на обеих балконах появились растения в кашпо, а на большем из них — еще и тент на случай пасмурной погоды. На балконах сотрудники завтракают, проводят встречи, встречаются с клиентами.

Директор по развитию бизнеса компании RD Construction, генерального подрядчика офиса Альфа-Лаборатории Илья Байбус:
«Использование балконов в офисах — тенденция в первую очередь для компаний из IT, инноваций, креативного сектора. Офису, в котором создают новое, нужна нестандартная среда. Так родилась такая яркая концепция Альфа-Лаборатории с необычной геометрией и супергероями на стенах. Для нас это знаковый проект, офис действительно уровня ведущих мировых корпораций. Балконы в офисах креативных компаний становятся альтернативным местом работы и местом отдыха одновременно. Традиционные корпорации также осваивают балконы. В 2012 году RD Construction выполнила проект штаб-квартиры ФК “Открытие”. Балкон там обустроен удобными креслами и используется как лаунж-зона».

Kaspersky Lab

В штаб-квартире еще одной лаборатории — Лаборатории Касперского — вариантов для работы на свежем воздухе масса. Расположение вдали от центра БЦ «Олимпия парк» компенсирует видом на Химкинское водохранилище и развитой спортивной инфраструктурой. На территории находится 50-метровый бассейн, теннисные корты, фехтовальный зал и целых два футбольных поля.

Сотрудники Лаборатории Касперского в летнее время любят работать с ноутбуком на улице и устраивать встречи на свежем воздухе. «В Лаборатории абсолютно лояльно относятся к тому, что сотрудники работают на улице. Мы не оборудовали уличную зону никакой специальной мебелью, просто поставили удобные лавочки» — рассказывают в Лаборатории Касперского.

В зданиях, которые занимает Лаборатория, есть и балконы, с которых открывается вид на водохранилище, но они не «заселены». По задумке архитекторов ABD architects, к балконам внутри здания прилегают зоны патио, оборудованные барными стойками и удобной мебелью. Зато такая зона отдыха не зависит от времени года.

Mail.ru Group

В БЦ Skylight, одну из башен которого занимает компания Mail.ru Group, изначально не было ни балконов, ни открытых террас. Лаунж-зону на открытом воздухе создали, отгородив от шумного Ленинградского проспекта «личное» пространство и оформив его растениями. Для озеленения использовали сочетание хвойных и цветущих растений.

Кристина Дикова, директор по развитию, флористическая компания Florista: «Для открытых пространств мы рекомендуем использовать растения, которые будут цвести с мая по октябрь, в зависимости от погодных условий. Наиболее популярные среди используемых в оформлении офисных открытых пространств — хвойные растения. Это может быть туя Смарагд, туя Даника, туя Брабант, различные сорта можжевельников (обыкновенный, казацкий, горизонтальный). Растениям открытого грунта необходимо порядка 2-3 недель для адаптации, поэтому для озеленения открытых офисных пространств активно используют комнатные растения, которые можно закупить в пиковом состоянии цветения».

PGP Development

Компания PGP Development реализует проекты торговой недвижимости в ближайшем Подмосковье. Из первого этажа здания на Слезеневской улице, реконструированного в 2002 году, организован выход на террасу. Весной и летом сотрудники проводят мероприятия на открытом воздухе. Весь интерьер компании выполнен в лофт-стиле, веранда минималистично украшена хвойными туями в керамических кашпо.

Avito

Выбирая офис, компания Avito руководствовалась целым рядом требований, в числе которых и удобное расположение, и класс бизнес-центра, и наличие необходимой инфраструктуры. Наличие веранды с великолепным видом на Москву было сочтено приятным плюсом, и выбор остановили на БЦ «Белые сады», что на Лесной улице.

«В летний период сотрудники любят проводить здесь время. Кто-то организует неформальные рабочие встречи, расположившись в мягких креслах, кто-то приходит на проводимые здесь летом уроки йоги или позагорать в обеденный перерыв, ну а кто-то — чтобы уединиться и сосредоточиться на работе, удобно устроившись с ноутбуком», — рассказывают в Avito.

В целом же приходится констатировать: в Москве количество бизнес-центров с верандами или террасами невелико. Аналитик отдела исследований рынка офисных помещений CBRE Игорь Макаров вспомнил еще несколько объектов-примеров: например, БЦ «Арбат» на улице Ефремова, где есть офисные помещения с собственными летними верандами и БЦ «Белые сады», где на каждом этаже расположена терраса. В бизнес-центре «Кантри парк» есть открытая терраса в 420 квадратных метров, где арендаторы могут устраивать встречи со своими клиентами. На крыше БЦ «Лотте Профсоюзная», которая используется как терраса, выложен травяной газонный ковер. А на крыше БЦ «Аврора парк», где летом сотрудники играют в настольный теннис, и вовсе посадили виноград. Часто веранды в бизнес-центрах являются частью кафе или ресторана. Например, в деловом квартале «Красная роза» находится ресторан с двумя верандами — «Семифреддо-Мулинаццо».

Террасы, считает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин, это не просто красиво, но еще и удобно: эти площади могут использоваться как переговорное пространство, как рабочее место, как место проведения кофе-брейков и корпоративных встреч. Как важный бонус наличие веранды и террасы воспринимается в коворкингах, объединяющих небольшие компании, преимущественно работающие в креативной области (дизайн, журналистика, pr), считает Игорь Макаров. В таких компаниях особенно ценят удобные и комфортные рабочие места. «Например, в коворкинге "Рабочая станция", расположенном в Парке Горького, есть своя веранда с креслами, шезлонгами и гамаками. Летом по будням веранда функционирует как рабочее пространство, по вечерам там проходят лекции, конференции и семинары, в выходные устраиваются кинопоказы», — приводит пример эксперт.

Терраса является хорошим дополнением к статусу офиса, считает Александр Аверкин: «Офисы с террасами, с которых открываются красивые виды, как правило, предлагаются в аренду по более высокой ставке аренды».

Специальные предложения
Горячие предложения

Другие материалы рубрики

Как заработать на «белой» аренде жилья в Москве
Зачем столичные хипстеры захватывают заводы и фабрики
Что общего у женщины в джакузи, целующихся студентов и водопроводного крана