Среда обитания

«Приезжим надо делать прививку от квартирного бешенства» Психологи объяснили, почему не стоит копить на жилье в Москве

Фото: Сергей Чужаков / AP

Небольшие квартиры в жилых комплексах на окраинах столицы и в ближнем Подмосковье часто покупают одиночки — молодые люди в возрасте 25-35 лет — как правило, не москвичи, но относительно удачно трудоустроившиеся в столице. Они гордятся своими достижениями, и особенно тем, что им удалось «закрепиться» в Москве — пусть и не внутри МКАД. Казалось бы — хороший старт, но у такой покупки есть и негативная сторона.

Речь не о зачастую отвратительной транспортной доступности жилых комплексов Московского региона, отсутствии социальной и коммерческой инфраструктуры, безликости домов и бедности окружения. В конце концов, в области реализованы десятки достойных проектов, где жизнь может быть прекрасной — почти как в брошюрах, лежащих на столах в офисах продаж застройщиков.

Другая сторона — психологическая. Не приговаривают ли себя к вечному одиночеству люди, потратившие массу усилий и так называемые лучшие годы на достижение единственной цели — обрести свой «угол» в столице или (чаще) у ее границ?

«Купила, и что?»

Яне 32 года, в Москву она приехала сразу после окончания института в Новосибирске. Специальность гуманитарная, планировала работать журналистом — тогда, конечно, хотелось в Cosmopolitan. Получилось не сразу, но в итоге устроилась сначала в одно интернет-издание, потом в другое. Сейчас занимает должность старшего редактора сайта крупного телеканала. «Однушку» в Одинцово приобрела год назад.

«Все время в Москве — а это почти 10 лет — у меня квартирный вопрос — главный, превалирующий над всеми другими проблемами, — рассказывает она. — Сначала комнату снимала с подругой, там столько было историй — и выгоняли нас, и с сантехником мы дрались, и друг с другом. Четыре года так прожили в Перово, в жуткой пятиэтажке. Веселой картинки, как в каком-нибудь американском сериале, где две девушки необременительно работают, а в основном гуляют, веселятся и знакомятся с молодыми людьми, не сложилось. Мы пахали, ели лапшу, ругались из-за всего подряд. Денег не хватало постоянно. Любовь? Я вас умоляю. Когда? И где?

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Съехав, испытала огромное облегчение. Сняла квартиру около "Речного вокзала". Тоже не шикарную, но отдельную. Вот тогда надо было притормозить, оглянуться вокруг, начать жить, а не выживать. Но у меня была цель: сначала — сделать так, чтобы не оказаться снова в одной квартире с какой-нибудь неадекватной соседкой, потом — накопить на первый взнос по ипотеке. Копить не получалось долго — все время что-нибудь происходило, как мне казалось — назло. Однако я справилась. Правда, на это ушло еще пять лет.

В одинцовскую квартиру заселялась прямо королевой. Гордилась собой невероятно. И чувство было, что вот теперь-то все изменится, теперь заживу. К тому времени уже нормально зарабатывала, но особо лишнего себе не позволяла — нельзя, ипотека же. Мне исполнился 31 год.

Все мои одноклассницы, оставшиеся в Новосибирске, давно вышли замуж, некоторые успели сделать это несколько раз. И дети, конечно, тоже у всех. Когда приезжаю домой, кажется — нет, я так не хочу. Выглядят так себе, провинция. Зато вроде как с пониманием, зачем они живут вообще. У меня этого понимания немного.

Эйфория быстро прошла. Часто говорю себе — ну молодец, Яна. Вот твоя квартира. Купила, и что? Иногда вообще не хочется домой ехать. Толкаться в электричке. И дома ведь никого нет. Общаться с противоположным полом я особенно не умею, учиться поздно. С годами стало очень сложно не замечать чужие недостатки. Друзья есть. И это все.

У меня много знакомых москвичей, которые квартиры снимают, чтобы, понятно, не жить с родителями. И для них это норма. Женятся, детей заводят, путешествуют, не считая каждую копейку. В них нет этого страха — быть выкинутыми в глушь, в Саратов. И идиотской встроенной схемы — сначала квартира, потом дети, потом дача, огород и могила — тоже нет. Смотришь на это и думаешь — а что, так можно было, да?

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

В сухом остатке — есть у меня жилье, а жизни нет. Надо всем приезжающим в столицу делать прививку от квартирного бешенства».

Все не так, ребята

Мнения психологов относительно целесообразности усилий Яны и ей подобных расходятся. Одни говорят, что молодые люди стараются не напрасно, другие указывают на явные недостатки «клетушек» в спальных районах — стоит ли овчинка выделки…

«Я считаю покупку собственного жилья молодыми людьми ответственным и социально зрелым решением, а также вложением денег, — говорит гештальт- и имидж-терапевт Елена Спорягина. — Место и размер определяются возможностями в конкретный момент времени. Кто сказал, что эта квартира на всю жизнь? Если в дальнейшем возникнет необходимость расширения жилплощади, люди, сделавшие это однажды, легче совершают обмены и вторичные покупки, потому что у них есть положительный опыт».

Наличие квартиры (даже маленькой и приобретенной в кредит) дает человеку некую уверенность в себе, соглашается психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. По его словам, с точки зрения психологии иметь свое жилье — значит, быть защищенным от внешних факторов. «Собственная квартира — это "мой дом-моя крепость", даже в 30 километрах от МКАД», — подчеркивает эксперт.

Женский психолог Елена Друма в свою очередь указывает на то, что завести семью в «маленькой коробочке» сложно, и владелец такого жилья может отодвигать этот момент — психологически он уже привык жить один, его все устраивает.

Фото: Надалинский Евгений / «Коммерсантъ»

Психолог Евгений Идзиковский считает, что главный вред малогабаритных квартир в отдаленных районах — это временные затраты на дорогу до работы. «Весь период с момента выхода из дома и до возвращения организм находится в рабочем состоянии — не зря время на путь до места работы признали частью рабочего дня. Поэтому, как бы мы ни старались, расслабиться невозможно. Три-четыре часа на дорогу, плюс восемь на работе. Все это создает нарастающий стресс и синдром хронической усталости».

У владельцев таких квартир не остается времени для себя, в их жизни есть только работа. «Общение подвязано на профессиональных моментах, а все интересы ограничиваются офисом. Со временем человек приходит к внутреннему конфликту из-за того, что реализовывается только на работе», — подчеркивает специалист.

Елена Друма советует воспринимать небольшое жилье как перевалочный пункт. «Если это актуально, то ставить себе в цели (верхушку своей лестницы) большую квартиру или дом, большую семью, а в таких "клетушках" видеть одну из ступенек на пути к вершине. Если человек относится к этому именно так и не зацикливается на своих 30 квадратах, рассматривая их как временное явление — на два, три или пять лет, тогда для будущих здоровых отношений нет никакой опасности», — утверждает эксперт.

А Ирина Стасенко, психолог ГБОУ «Романовская школа», напоминает вечную истину — все зависит от самого человека: «…И от его планов на будущее, представлений и ожиданий, ценностных ориентиров. Мера свободы, как и одиночества, — это внутреннее состояние, и у каждого она своя».

Явки и пароли

Для тех, кто не боится застрять в «маленькой коробочке», есть хороший выбор квартир на окраинах Москвы и в городах ближнего Подмосковья.

По данным портала «Мир квартир», купить «малометражку» в строящемся или давно заселенном доме в области сегодня можно по цене от 1,7 миллиона рублей. Самые недорогие квартиры площадью до 32 квадратных метров предлагаются в Видном — средняя стоимость таких объектов здесь едва превышает 2,3 миллиона рублей. Затем идут Железнодорожный (2,4 миллиона рублей за лот в среднем), Подольск (2,45 миллиона рублей), Лобня (2,5 миллиона рублей) и Лыткарино (2,56 миллиона рублей).

Заметно дороже «клетушки» в Красногорске (3,4 миллиона рублей за объект в среднем) и в Реутове (3,38 миллиона рублей). В еще трех максимально приближенных к Москве городах — Люберцах, Химках и Котельниках — купить небольшую квартиру можно по цене 3,2-3,37 миллиона рублей.

Оптимальной может быть схема, когда покупатель стремится не минимизировать общий бюджет (есть риск угодить в настоящую «коробочку»), а приобрести квартиру максимальной площади, уложившись в определенную сумму — допустим, в те же три миллиона рублей.

Как следует из аналитических материалов Est-a-Tet, на территории Москвы в старых границах первичное жилье наибольшей площади по цене до трех миллионов можно купить в проекте микрорайон «Жемчужина Зеленограда» (31,5 метра за 2,9 миллиона рублей).

В Новой Москве в трехмиллионном пределе наибольшая площадь предложения — 43,7 квадратного метра (проект «Barkli Медовая долина»). В Подмосковье обладатель такой суммы может себе позволить и 50 метров — в проекте «Город Счастья» (Домодедово).

Если все же руководствоваться популярным принципом «Москва, самое дешевое» — желаемое найдется в 30 километрах от МКАД, на присоединенных территориях, где квартиру площадью около 33 квадратных метров можно приобрести за 1,9 миллиона рублей (эко-район «Борисоглебское»).

Внутри МКАД также множество предложений жилья по цене до трех миллионов рублей. Проблема в том, что большинство из них своими характеристиками доведут до депрессии кого угодно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше