«У вас в метро потрясающие люстры»

Мировой авторитет светового искусства привез в Москву первое иммерсивное шоу
Французское творческое объединение Aérosculpture оформит пруд парка Останкино летающими инсталляциями из 200 серебристых рыб. На их создание скульптора Жан-Пьера Давида вдохновило понятие «легче воздуха». Объединение занимается созданием таких арт-объектов по всему миру с 1998 года.

В пятницу, 21 июля, на территории ВДНХ в Москве открывается фестиваль искусств «Вдохновение». В этом году арт-директором мероприятия стал француз Жюльен Павийяр, много лет курировавший Фестиваль света в Лионе — один из крупнейших в Европе, проводимый с 1852 года.

Павийяр в 2009 году основал компанию Congo Bleu, реализующую проекты в области светового искусства по всему миру — в Токио, Осаке, Женеве, родном для художника Париже и в других мегаполисах. «Дом» поговорил с мастером о том, зачем городам и горожанам нужны события, подобные «Вдохновению», что увидят москвичи на фестивале и какой все-таки свет должны излучать уличные фонари — оранжевый или белый?

«Дом»: Первый вопрос, который у нас возник, когда мы в редакции прочитали о «Вдохновении», — а что такое иммерсивное световое шоу? Звучит интересно.

Жюльен Павийяр: Иммерсивный спектакль, или скорее даже иммерсивная инсталяция — если речь идет о мероприятии, которое мы организуем в Москве, это чувственный опыт, который погружает посетителя в мир, отличный от того, который ему знаком. Посредством света, звука и картинки мы преобразуем знакомое пространство в новый пейзаж, пробуждающий воображение, и заставляем немного помечтать.

Конечно, зритель прежде всего остается зрителем, но он более активен и вовлекается в сценографию, в декорации, чтобы пережить там более интенсивный опыт. И все же мы отдаем предпочтение скорее поэтической, нежели технологической составляющей — потому что смысл проекта в том, чтобы дать возможность прожить разные ощущения, как если бы мы прогуливались вечером в лесу. Развлекательный аспект тоже есть, так как обращаемся к разной аудитории, в том числе к детям.

Вы — гуру мультимедийного искусства, настоящая звезда. Почему вы согласились курировать мероприятие не самого крупного масштаба в Москве?

Я в основном известен не мультимедийными, а событийными проектами — спектаклями или фестивалями. Настоящие звезды — это артисты, которые работают на моих проектах. Не я. И для них, как и для меня, работать в Москве — настоящий шанс и честь. История страны, масштаб зданий и сооружений, наследие, русская культура — все это побуждает к действию, хочется превзойти себя и соответствовать, быть на высоте! Это уникальная возможность самовыразиться. Каждый раз, работая в Москве, испытываю настоящее удовольствие.

Зачем вообще городам нужны такие фестивали, как «Вдохновение»? Вы наверняка знаете, что в Москве и так очень интересно, российская столица сама по себе — это никогда не прекращающееся шоу. Какое, по вашему мнению, влияние это мероприятие окажет на городскую среду?

Естественно, в любом крупном городе есть возможность увидеть спектакли или художественные инсталляции. Но не все посещают культурные места и события, в частности — из-за страха, что они могут не понять художественный смысл, выбрать неподходящий формат мероприятия. А когда ты делаешь бесплатный и ориентированный на всех спектакль на открытом воздухе, границы перестают существовать. Мы говорим себе, что любой имеет право посмотреть или поучаствовать в таких спектаклях, и те, кто не пошел бы в театр или в другое культурное заведение, не будут бояться прийти в общественное пространство.

Для меня настоящий вызов — это привнести в это пространство, обеспечить широкой публике должный уровень культуры и художественного мастерства. И не уходить в простоту и не отказываться от сложных, наполненных смыслом вещей, под предлогом того, что это делается для широких масс.

Создавая качественные события в общественных пространствах город как бы говорит, что он уважает своих жителей и умеет взаимодействовать не только с теми, кто может себе позволить качественную культурную жизнь. Именно поэтому такие мероприятия для меня очень важны.

Более того, сейчас сами города соревнуются между собой. Организовывая подобные фестивали, главы мегаполисов демонстрируют свою действенность и поддерживают существование в информационном пространстве. Зрители постоянно находятся в поиске событий в разных городах, и те города, которые хотят их привлечь, должны развивать событийную политику — конечно, если хотят быть популярными в социальных сетях и в СМИ.

Вы иностранец. Как вам работается здесь, с людьми другой культуры, говорящими на другом языке — это тяжело? С какими трудностями вы столкнулись при подготовке фестиваля?

Не скажу, что было тяжело. В частности в рамках этого события разные технические и продюсерские команды нас принимали очень хорошо. Конечно, поначалу каждый стремится сохранить свой стиль работы. Но если атмосфера хорошая и кругом профессионалы своего дела, все очень быстро встает на свои места. И тогда получаешь настоящее удовольствие от работы. И потом, мы работаем днями и ночами. Получается, что мы много времени проводим вместе, делимся опытом и своими навыками (если каждый открыт, конечно). Нет, в Москве вовсе не трудно работать.

Созданная вами компания Congo Bleu проводит фестивали света по всему миру. В каком из городов вас принимали с наибольшим восторгом, где была самая грандиозная отдача от зрителей?

Я люблю работать за границей и знакомиться с разными культурами. Реакция японцев не имеет ничего общего с реакцией бразильцев, русская — с бельгийской. Некоторые совершенно открыто выражают эмоции, другим нравится, но они этого не показывают. Мне повезло работать с такими универсальными, понятными всем инструментами, как свет, звук, медиа, картинка. Многие любят смотреть на гигантские проекции на здания ночью, свет всегда завораживает публику.

Думаю, что мое самое лучшее воспоминание — это реакция публики на фестивале света в Лионе. На первом таком мероприятии, которое я делал со своей командой, мы получили невероятно радушный прием и благосклонный отклик как от публики, так и от прессы и финансовых партнеров. И нам действительно удалось сделать шоу, которое смогло «унести» зрителя, заворожить… Это настоящее счастье.

В одном из интервью вы назвали фестиваль в Москве «данью природе». Вы действительно думаете, что живя в мегаполисе, подобном российской столице или Нью-Йорку, можно черпать вдохновение в парках, глядя на цветы и деревья?

Природа необходима нам, особенно в большом городе. Все любят прогуливаться в парках, в природном ландшафте, чтобы найти успокоение. Я хоть и живу за городом, но я парижанин и понимаю, что зеленые пространства играют огромную роль в жизни горожан, — будь то Центральный парк в Нью-Йорке, Мейджи Парк в Токио или Останкинский парк в Москве.

Природа — это источник вдохновения как на технологическом уровне (например, для Леонардо да Винчи, или например для некоторых французских технологических стартапов, которые создают освещение на основе бактерий морских животных), так и на уровне сказок и романов, которые формируют нашу культуру. Мы всегда будем узнавать новое, наблюдая за природой. Было бы претенциозно полагать, что мы можем обойтись без нее.

Тогда другой вопрос — вы, как никто другой, знаете, сколько электричества нужно для организации фестивалей света. Потребление энергии в больших объемах не может не наносить вреда природе. Не видите здесь противоречия?

Конечно, мы потребляем электричество. Хотя с появлением энергосберегающих технологий стали тратить его намного меньше, чем прежде. Здесь нет никакого противоречия, главное — уважать природу, разумно подходить к использованию природных ресурсов. Учитывая количество зрителей, которые приходят на фестивали, мы — разумные потребители, в то время как некоторые тратят огромные объемы энергии в своих личных эгоистических целях.

Вы раньше бывали в Москве? Как, на ваш взгляд, изменился город за последние годы? Что вы здесь любите больше всего?

Я сюда приезжал, наверное, уже раз десять. Но мероприятие, которым я занимаюсь в этот раз, занимает все мое время. Даже не успеваю гулять по московским улочкам. Совершенно точно я обожаю метро, которое завораживает меня с каждым разом все больше. Конечно, можно было бы заменить цвет излучения ламп на станциях, но сам декор, красота люстр — это действительно потрясающе.

У вас есть в Москве любимое место, кроме метро?

Нет. Я каждый раз радуюсь, открывая для себя новые места, и намеренно не хожу туда, где уже бывал. Москва так быстро меняется, нужно пользоваться этой жизненностью и поддерживать в себе любопытство.

Еще немного о свете и цвете. Давний московский спор — о цвете излучения уличных фонарей. Некоторые считают, что оранжевый старомоден. Другие — что белый слишком холодный, а в Москве и так не жарко. Ваше профессиональное мнение?

Свет, в частности цвет света, имеет культурные особенности. В Европе и в России теплый свет (соответственно, немного оранжеватый) очень ценится, так как мы любим солнце. В Азии чаще всего ценится цвет луны. Это особенно заметно на китайских свитках — такое ощущение, что мы наблюдаем за сценами, которые происходят днем, в то время как овощной рынок, например, нарисован при полной луне. Мне кажется, для освещения общественного пространства лучше всего — равновесие: немного теплое освещение, но не слишком.

Последний вопрос — абсолютно практический — вы планируете реализовать еще какие-либо проекты в России, может быть, за пределами Москвы?

Пока нет. Но надеюсь, что в ближайшем будущем такие планы появятся.

III Ежегодный фестиваль искусств «Вдохновение» пройдет на ВДНХ, в парке «Останкино», с 21 июля по 1 августа 2017 года. Гостей ждет уникальная светопроекционная программа с элементами иммерсивного шоу и мультимедиа-арта. Тема фестиваля 2017 года — «Природа Вдохновения». После захода солнца на прилегающей к пруду парка «Останкино» территории каждый день будет оживать волшебный лес, созданный известными европейскими и российскими художниками. Вход свободный.

Обсудить
Специальные предложения
Горячие предложения