Среда обитания

Чертополох и прочая флора Московские здания в стиле модерн

33 фото

Зародившийся в Европе в конце XIX века архитектурный стиль модерн пришел в Москву как нельзя вовремя — вместе с модой на строительство домов «под ключ» для дальнейшей перепродажи. Это позволило зодчим творить свободно, не подстраиваясь под вкусы капризных предпринимателей. Впрочем, владельцам жаловаться также не приходилось: течение предполагало тщательную проработку деталей интерьера.

Отличительные особенности модерна — извивающиеся линии и растительные мотивы. На причудливых асимметричных зданиях с минимальным количеством прямых линий и углов красовались аттики и эркеры, художественная лепнина, скульптуры, керамические мозаики, изящные решетки и перила.

Модерн был очень популярен на протяжении двух десятилетий, но и потом к нему нередко обращались многие столичные архитекторы. В стиле модерн или с его элементами построены такие московские здания, как гостиница «Метрополь», Ярославский вокзал, ЦУМ, комплекс страхового общества «Россия», Скоропечатня Товарищества Левинсона. Но в нашей галерее речь пойдет о частных особняках и доходных домах.

Два главных усадебных проекта британского архитектора Вильяма Валькота, приложившего руку к оформлению отеля «Метрополь», располагаются по соседству в Пречистенском переулке и построены «под ключ» по заказу Московского Торгово-строительного акционерного общества (МТСАО на стыке веков являлось одним из основных «девелоперов» столицы, компания инициировала строительство сразу нескольких объектов, ставших впоследствии памятниками модерна). Дом №10, выполненный в характерных для сдержанного и лаконичного английского модерна пастельных тонах, купила жена владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики Мария Федоровна Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Впоследствии там размещались Дом комсомола, библиотека имени Крупской и посольство Заира.

Особняк М.Ф. Якунчиковой, Пречистенский переулок, 10 (1899-1900 годы, архитектор Вильям Валькот)

Фото: mshalimov

Два главных усадебных проекта британского архитектора Вильяма Валькота, приложившего руку к оформлению отеля «Метрополь», располагаются по соседству в Пречистенском переулке и построены «под ключ» по заказу Московского Торгово-строительного акционерного общества (МТСАО на стыке веков являлось одним из основных «девелоперов» столицы, компания инициировала строительство сразу нескольких объектов, ставших впоследствии памятниками модерна). Дом №10, выполненный в характерных для сдержанного и лаконичного английского модерна пастельных тонах, купила жена владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики Мария Федоровна Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Впоследствии там размещались Дом комсомола, библиотека имени Крупской и посольство Заира.

Владельцем дома №8, также возведенного на деньги МТСАО, стал Карл Гутхейль — сын нотного издателя Александра Гутхейля. В 1913 году особняк перешел к купеческой семье Карзинкиных. В 2008-2010 годах здание отреставрировали, и сейчас там находится посольство Марокко. Над входом фирменный знак Валькота — голова женщины в замке свода. Симметричный фасад не характерен для модерна, зато дом контрастирует с особняком Якунчиковой, расположенным по соседству.  В оформлении дома прослеживаются элементы стилей рококо (козырек над дверью, «большие» младенцы и завитки) и ар-нуво — разновидности модерна.

Особняк К.А. Гутхейля, Пречистенский переулок, 8 (1902-1903 годы, архитектор Вильям Валькот)

Фото: wikimapia.org

Владельцем дома №8, также возведенного на деньги МТСАО, стал Карл Гутхейль — сын нотного издателя Александра Гутхейля. В 1913 году особняк перешел к купеческой семье Карзинкиных. В 2008-2010 годах здание отреставрировали, и сейчас там находится посольство Марокко. Над входом фирменный знак Валькота — голова женщины в замке свода. Симметричный фасад не характерен для модерна, зато дом контрастирует с особняком Якунчиковой, расположенным по соседству. В оформлении дома прослеживаются элементы стилей рококо (козырек над дверью, «большие» младенцы и завитки) и ар-нуво — разновидности модерна.

Фасад этого дома работы выдающего российского мастера модерна Льва Николаевича Кекушева считается одним из красивейших в столице. Построенное по заказу МТСАО здание приобрел купец из Петербурга И.П. Исаков, чтобы сделать его доходным домом. Уличная часть здания — пятиэтажная, а дворовая — шестиэтажная, что связано с рельефом участка. По сторонам слухового окна сохранились две женские фигуры с символами просвещения — факелом и книгой, а вот венчавшая здание скульптура была утеряна. Этот дом до сих пор жилой.

Доходный дом купца Исакова, улица Пречистенка, 28 (1904-1906 года, архитектор Лев Кекушев).

Фото: seva-kolosent.livejournal.com

Фасад этого дома работы выдающего российского мастера модерна Льва Николаевича Кекушева считается одним из красивейших в столице. Построенное по заказу МТСАО здание приобрел купец из Петербурга И.П. Исаков, чтобы сделать его доходным домом. Уличная часть здания — пятиэтажная, а дворовая — шестиэтажная, что связано с рельефом участка. По сторонам слухового окна сохранились две женские фигуры с символами просвещения — факелом и книгой, а вот венчавшая здание скульптура была утеряна. Этот дом до сих пор жилой.

Несколько лет здание находилось в собственности МТСАО, пока его не купил владелец текстильной фабрики Иван Миндовский. С 1924 года в доме размещались шведские дипломаты, уступившие в 1972 году место коллегам из Новой Зеландии, которые и занимают его до сих пор. В оформлении особняка «читаются» многие авторские приемы архитектора — овальные козырьки, настенные рельефы, скульптурная декорация и «подпись» архитектора Льва Кекушева в виде фигурок львов, отсылающая к его имени.

Особняк Миндовского, Поварская улица, 44 (1904 год, архитектор Лев Кекушев)

Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Несколько лет здание находилось в собственности МТСАО, пока его не купил владелец текстильной фабрики Иван Миндовский. С 1924 года в доме размещались шведские дипломаты, уступившие в 1972 году место коллегам из Новой Зеландии, которые и занимают его до сих пор. В оформлении особняка «читаются» многие авторские приемы архитектора — овальные козырьки, настенные рельефы, скульптурная декорация и «подпись» архитектора Льва Кекушева в виде фигурок львов, отсылающая к его имени.

Строя этот миниатюрный замок для своей семьи, архитектор воплотил в жизнь проект дома в районе Тверского бульвара, разработанный в 1899 году для Саввы Мамонтова (стройка там так и не началась из-за банкротства предпринимателя). Первоначально парадный вход дома украшала трехметровая скульптура льва, однако она не сохранилась. После развода в 1906 году Кекушев оставил дом семье, а в 1909 году особняк перешел к другим владельцам. Сейчас в здании, которое считается одним из прототипов дома булгаковской Маргариты, находится посольство Египта.

Особняк А.И. Кекушевой, улица Остоженка, 21 (1900-1903 годы, архитектор Лев Кекушев)

Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Строя этот миниатюрный замок для своей семьи, архитектор воплотил в жизнь проект дома в районе Тверского бульвара, разработанный в 1899 году для Саввы Мамонтова (стройка там так и не началась из-за банкротства предпринимателя). Первоначально парадный вход дома украшала трехметровая скульптура льва, однако она не сохранилась. После развода в 1906 году Кекушев оставил дом семье, а в 1909 году особняк перешел к другим владельцам. Сейчас в здании, которое считается одним из прототипов дома булгаковской Маргариты, находится посольство Египта.

Фасад здания в правой части «усилен» аттиком с картушем, балконом и аркой-нишей. Пространство между окнами заполнено цветочными композициями. В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер, сейчас это бизнес-центр.

Доходный дом А.И. Кекушевой, улица Остоженка, 19 (1902-1903 годы, архитектор Лев Кекушев)

Фото: arch-heritage.livejournal.com

Фасад здания в правой части «усилен» аттиком с картушем, балконом и аркой-нишей. Пространство между окнами заполнено цветочными композициями. В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер, сейчас это бизнес-центр.

Этот особняк зодчий строил для себя, однако промышленник Отто Лист предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться от сделки. Позднее, когда в доме жила супруга дирижера Сергея Кусевицкого, там гостили Рахманинов и Скрябин. Сейчас его  занимает представительство Калужской области. Считается, что автором мозаики над главным входом является архитектор Вильям Валькот.

Особняк Отто Листа, Глазовский переулок, 8 (1898-1899 годы, архитектор Лев Кекушев)

Фото: peshegrad.ru

Этот особняк зодчий строил для себя, однако промышленник Отто Лист предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться от сделки. Позднее, когда в доме жила супруга дирижера Сергея Кусевицкого, там гостили Рахманинов и Скрябин. Сейчас его занимает представительство Калужской области. Считается, что автором мозаики над главным входом является архитектор Вильям Валькот.

Здание выделяется лепным декором, масками и филинами в основаниях эркеров. В 1906 году к четырехэтажному дому пристроили правую часть. Сейчас здание занимает госкорпорация «Росвооружение».

Доходный дом братьев Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21 (1902 год, архитектор Лев Кекушев, автор пристройки К.Гуров)

Фото: blog.fontanka.ru

Здание выделяется лепным декором, масками и филинами в основаниях эркеров. В 1906 году к четырехэтажному дому пристроили правую часть. Сейчас здание занимает госкорпорация «Росвооружение».

Первым хозяином особняка был старообрядческий купеческий род Носовых. Во времена СССР в доме размещались общежитие и детский сад, а с 2009 года там работает филиал Российской государственной юношеской библиотеки. В здании, в частности, размещены экспозиции, посвященные семье Носовых и творчеству Кекушева.

Особняк купца Носова, улица Электрозаводская, 12 (1903 год, архитектор Лев Кекушев)

chvlav

Первым хозяином особняка был старообрядческий купеческий род Носовых. Во времена СССР в доме размещались общежитие и детский сад, а с 2009 года там работает филиал Российской государственной юношеской библиотеки. В здании, в частности, размещены экспозиции, посвященные семье Носовых и творчеству Кекушева.

Один из самых ярких образцов раннего модерна.  Дом построил для предпринимателя Степана Рябушинского архитектор Федор Шехтель — один из самых плодовитых (наряду с Кекушевым) мастеров московского модерна. В оформлении двухэтажного здания есть детали английской готики и мавританского стиля. В 1917-1931 годах дом принадлежал различным госструктурам, а после там поселился Максим Горький. С 1965 года в особняке открылся мемориальный дом-музей писателя. Этот особняк также считается прототипом дома Маргариты.

Особняк С.П. Рябушинского, также известен как музей-квартира Горького, улица Малая Никитская, 6/2 (1900-1903 года, архитектор Федор Шехтель)

Фото: Flickr / shelphur

Один из самых ярких образцов раннего модерна. Дом построил для предпринимателя Степана Рябушинского архитектор Федор Шехтель — один из самых плодовитых (наряду с Кекушевым) мастеров московского модерна. В оформлении двухэтажного здания есть детали английской готики и мавританского стиля. В 1917-1931 годах дом принадлежал различным госструктурам, а после там поселился Максим Горький. С 1965 года в особняке открылся мемориальный дом-музей писателя. Этот особняк также считается прототипом дома Маргариты.

Здание, построенное еще в конце 1750-х, в 1900 году приобрел купец и водочный магнат Петр Петрович Смирнов. Для переделки особняка он пригласил Шехтеля. Две главные «фишки» здания — кованый балкон-корабль и высокий аттик с вытянутыми витражными окнами. В советское время в особняке размещались народный суд и военная прокуратура. В 1990-е годы его занимали Пенсионный фонд и фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда, а парадные залы занимает ресторан.

Особняк П.П. Смирнова, Тверской бульвар, 18, строение 1 (1900-1905 года, архитектор Федор Шехтель)

Фото: liveinmsk.ru

Здание, построенное еще в конце 1750-х, в 1900 году приобрел купец и водочный магнат Петр Петрович Смирнов. Для переделки особняка он пригласил Шехтеля. Две главные «фишки» здания — кованый балкон-корабль и высокий аттик с вытянутыми витражными окнами. В советское время в особняке размещались народный суд и военная прокуратура. В 1990-е годы его занимали Пенсионный фонд и фирма «Мелодия». Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда, а парадные залы занимает ресторан.

Шехтель построил этот двухэтажный кирпичный дом для своей семьи. Он напоминает миниатюрный средневековый замок, но сам архитектор называл его «избушкой непотребной архитектуры». В 1910 году архитектор переехал в другой свой дом, на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке перешел почетной гражданке Дунаевой. После революции дом, где в разное время бывали Чехов, Левитан и Врубель, использовался для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение занимают дипломаты (сейчас там находится резиденция посла Уругвая).

Особняк Шехтеля, Ермолаевский переулок, 28 (1896 год, архитектор Федор Шехтель)

Фото: liveinmsk.ru

Шехтель построил этот двухэтажный кирпичный дом для своей семьи. Он напоминает миниатюрный средневековый замок, но сам архитектор называл его «избушкой непотребной архитектуры». В 1910 году архитектор переехал в другой свой дом, на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке перешел почетной гражданке Дунаевой. После революции дом, где в разное время бывали Чехов, Левитан и Врубель, использовался для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение занимают дипломаты (сейчас там находится резиденция посла Уругвая).

Первый крупный заказ зодчего, фактически положивший начало широкому распространению модерна в Москве. Строительство усадьбы, в которой также есть много элементов неоготики, велось по личному заказу Морозова. После смерти «короля текстиля» его вдова продала дом Рябушинскому, а затем он перешел в ведение Министерства иностранных дел (сейчас используется как дом приемов МИДа). После пожара 1995 года внутренние интерьеры здания были утрачены, но позднее их восстановили.

Особняк Саввы Морозова, улица Спиридоновка, 17 (1893-1898 годы, архитектор Федор Шехтель)

Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Первый крупный заказ зодчего, фактически положивший начало широкому распространению модерна в Москве. Строительство усадьбы, в которой также есть много элементов неоготики, велось по личному заказу Морозова. После смерти «короля текстиля» его вдова продала дом Рябушинскому, а затем он перешел в ведение Министерства иностранных дел (сейчас используется как дом приемов МИДа). После пожара 1995 года внутренние интерьеры здания были утрачены, но позднее их восстановили.

Дом построен Шехтелем при участии помощника Александра Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Первый этаж дома был отведен под приемные помещения и покои хозяев, на втором размещалась кухня, комнаты для детей и их гувернанток. Подвал занимали хозяйственные помещения, комнаты прислуги и бильярдная. После революции имущество Дерожинской национализировали, особняк отдали культурно-просветительскому обществу Украинской Рады. C 1959 года в там размещалась дипмиссия Австралии. В текущем году завершилась реставрация особняка, предполагается, что он станет резиденцией посла Австралии.

Особняк А.И. Дерожинской, Кропоткинский переулок, 13 (1901-1903 года, архитектор Федор Шехтель)

Фото: www.updk.ru

Дом построен Шехтелем при участии помощника Александра Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Первый этаж дома был отведен под приемные помещения и покои хозяев, на втором размещалась кухня, комнаты для детей и их гувернанток. Подвал занимали хозяйственные помещения, комнаты прислуги и бильярдная. После революции имущество Дерожинской национализировали, особняк отдали культурно-просветительскому обществу Украинской Рады. C 1959 года в там размещалась дипмиссия Австралии. В текущем году завершилась реставрация особняка, предполагается, что он станет резиденцией посла Австралии.

Здание построено для купца Николая Медынцева, разместившего там свои многочисленные коллекции. В декоре дома есть элементы ар-нуво, а также английские и шотландские мотивы (в частности, изображение чертополоха). После того как имущество Медынцева национализировали, в здании располагались «IV Пролетарский музей», Международный комитет помощи голодающим России, Институт мозга, его занимал председатель Совета министров СССР Маленков, там размещались посольства Франции, Кубы и Гвинейской республики.

Особняк Н.Н. Медынцева, Померанцев переулок, 8 (1907 год, архитектор Флегонт Воскресенский)

Фото: Арминас

Здание построено для купца Николая Медынцева, разместившего там свои многочисленные коллекции. В декоре дома есть элементы ар-нуво, а также английские и шотландские мотивы (в частности, изображение чертополоха). После того как имущество Медынцева национализировали, в здании располагались «IV Пролетарский музей», Международный комитет помощи голодающим России, Институт мозга, его занимал председатель Совета министров СССР Маленков, там размещались посольства Франции, Кубы и Гвинейской республики.

Основой для особняка, перестроенного зодчим по заказу новой хозяйки местной фабрики Л.И. Гельтищевой, стал жилой дом начала XIX века. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, а также полихромной мозаикой, изображающей цветы. Главная особенность его оформления — подобранные цвета: нежно бирюзовая облицовочная плитка, популярная во времена московского модерна, и светло-желтая штукатурка.

Особняк Л.И. Гельтищевой, Средний Овчинниковский переулок, 8 (1904 год, архитектор Флегонт Воскресенский)

Фото: Арминас

Основой для особняка, перестроенного зодчим по заказу новой хозяйки местной фабрики Л.И. Гельтищевой, стал жилой дом начала XIX века. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, а также полихромной мозаикой, изображающей цветы. Главная особенность его оформления — подобранные цвета: нежно бирюзовая облицовочная плитка, популярная во времена московского модерна, и светло-желтая штукатурка.

Это первое здание, построенное архитектором-самоучкой Николаем Жериковым (всего в период с 1902 по 1915 годы по его проектам в центре Москвы было сооружено 46 доходных домов). Характерной чертой его творчества называют чрезмерное и разнородное украшение фасадов. Самые интересные элементы здания на Остоженке — фриз с рельефными изображениями антилоп и массивный козырек с цепями над центральным входом. Особняк принадлежал Герману Бройдо, который занимался  строительством особняков и доходных домов на продажу. В 1990-х годах дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.

Доходный дом Г.Е. Бройдо, улица Остоженка, 20 (1902 год, архитектор Николай Жериков)

Фото: la_belle_epoque

Это первое здание, построенное архитектором-самоучкой Николаем Жериковым (всего в период с 1902 по 1915 годы по его проектам в центре Москвы было сооружено 46 доходных домов). Характерной чертой его творчества называют чрезмерное и разнородное украшение фасадов. Самые интересные элементы здания на Остоженке — фриз с рельефными изображениями антилоп и массивный козырек с цепями над центральным входом. Особняк принадлежал Герману Бройдо, который занимался строительством особняков и доходных домов на продажу. В 1990-х годах дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.

Двухэтажная усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков построена для фабрикантов Петра и Николая Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». После революции здание использовали для административных нужд. С 1963 года здесь располагается информационный центр ООН в Москве. Особняк увенчан куполом и облицован керамической плиткой.

Городская усадьба Павловых, Глазовский переулок, 4 (1905-1906 года, архитектор Станислав Кучинский)

Фото: laroksana

Двухэтажная усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков построена для фабрикантов Петра и Николая Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». После революции здание использовали для административных нужд. С 1963 года здесь располагается информационный центр ООН в Москве. Особняк увенчан куполом и облицован керамической плиткой.

Дом Якова Андреевича Рекка — основателя Московского торгово-строительного акционерного общества. Здание выполнено в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерно тщательное исполнение всех элементов растительного декора. У Рекка дом купили текстильщики и меценаты Красильщиковы. В 1913 году особняк был перестроен И.В. Рыльским. В настоящее время там располагается резиденция посла Египта.

Особняк Рекка, Большая Никитская, 56 (1902-1903 года, архитектор Густав Гельрих)

Фото: paul-zver-70.livejournal.com

Дом Якова Андреевича Рекка — основателя Московского торгово-строительного акционерного общества. Здание выполнено в стиле франко-бельгийского модерна, для которого характерно тщательное исполнение всех элементов растительного декора. У Рекка дом купили текстильщики и меценаты Красильщиковы. В 1913 году особняк был перестроен И.В. Рыльским. В настоящее время там располагается резиденция посла Египта.

Четырехэтажное здание неправильной формы с лепниной и металлическими элементами фасада, возведенное по заказу предпринимателя Ечкина, сохранилось практически в неизменном виде. Там работал художник Павел Корин, бывал Максим Горький, жил герой Великой Отечественной войны летчик Александр Иванович Зенин.

Гостиница А.К. Ечкина, Арбат, 23 (1902-1903 года, архитектор Никита Лазарев)

Фото: Максим Новиковский

Четырехэтажное здание неправильной формы с лепниной и металлическими элементами фасада, возведенное по заказу предпринимателя Ечкина, сохранилось практически в неизменном виде. Там работал художник Павел Корин, бывал Максим Горький, жил герой Великой Отечественной войны летчик Александр Иванович Зенин.

История этого домовладения началась в 1820-х годах, когда земельный участок купил полковник А.В. Аргамаков. В 1870-1880-х годах надел разделили, а в построенном здесь здании начали работать ресторан и гостиница «Альпийская роза». В начале XX века отель перестроил в стиле модерн Остроградский, а ресторан к 1913 году завершил Висневский. После революции гостиница и ресторан закрылись. Сейчас в доме располагается Творческий союз цирковых деятелей.

Гостиница «Альпийская роза», известна также как доходный дом княгини О.А.Туркестановой, Пушечная улица, 4 (1901-1902 года, архитекторы Анатолий Остроградский и Павел Висневский)

Фото: Фото: wikimapia.org

История этого домовладения началась в 1820-х годах, когда земельный участок купил полковник А.В. Аргамаков. В 1870-1880-х годах надел разделили, а в построенном здесь здании начали работать ресторан и гостиница «Альпийская роза». В начале XX века отель перестроил в стиле модерн Остроградский, а ресторан к 1913 году завершил Висневский. После революции гостиница и ресторан закрылись. Сейчас в доме располагается Творческий союз цирковых деятелей.

Здание, в котором размещались квартиры и мастерские художников, возведено Шнаубертом и Жуковым по эскизам автора русской матрешки Сергея Малютина. В конкурсе на строительство, который организовал железнодорожник П.Н. Перцев, указывалось, что дом должен быть выполнен в русском стиле. В 1908-1910 годах в нем располагался один из первых камерных театров России — кабаре «Летучая мышь». Дом был жилым до тех пор, пока 1960-х годах не перешел МИДу.

Доходный дом З.А. Перцовой, Соймоновский проезд, 1 (1905-1907 года, архитекторы Борис Шнауберт и Николай Жуков)

Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Здание, в котором размещались квартиры и мастерские художников, возведено Шнаубертом и Жуковым по эскизам автора русской матрешки Сергея Малютина. В конкурсе на строительство, который организовал железнодорожник П.Н. Перцев, указывалось, что дом должен быть выполнен в русском стиле. В 1908-1910 годах в нем располагался один из первых камерных театров России — кабаре «Летучая мышь». Дом был жилым до тех пор, пока 1960-х годах не перешел МИДу.

Заказчиком особняка выступил основатель первой в Москве макаронной фабрики немец Иоганн-Леонард Динг. Административное здание при конфетной и макаронной фабриках представляет собой немецкий вариант стиля модерн. В 1995-1996 годах по проекту архитектора В.К. Варфоломеева была произведена реконструкция дома.

Особняк И.Л. Динга, 3-я Рыбинская улица, 22 строение 5 (1902-1903 года, архитектор Александр Калмыков)

Фото: leleeva2012

Заказчиком особняка выступил основатель первой в Москве макаронной фабрики немец Иоганн-Леонард Динг. Административное здание при конфетной и макаронной фабриках представляет собой немецкий вариант стиля модерн. В 1995-1996 годах по проекту архитектора В.К. Варфоломеева была произведена реконструкция дома.

В особняке сейчас располагается секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Примечательно, что это единственный пример работы Соловьева в стиле модерн, а также единственный возведенный им частный дом. Архитектор жил в особняке до 1912 года, позднее его занимал художник-график П.Я. Павлинов, а после революции дом отдали дипломатическим представительствам. Это еще один из возможных прототипов дома Маргариты.

Особняк С.У. Соловьева, Хлебный переулок, 18/6 (1901-1902 годы, архитектор Сергей Соловьев)

Фото: sduhanin

В особняке сейчас располагается секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Примечательно, что это единственный пример работы Соловьева в стиле модерн, а также единственный возведенный им частный дом. Архитектор жил в особняке до 1912 года, позднее его занимал художник-график П.Я. Павлинов, а после революции дом отдали дипломатическим представительствам. Это еще один из возможных прототипов дома Маргариты.

В 1896 году этот дом приобрел купец Алексей Петрович Бахрушин.  Особняк был переделан уже на излете популярности стиля, но его черты характерны для раннего московского модерна. Сейчас там располагается посольство Индии.

Особняк Г.В. Бардыгиной, Воронцово поле, 6 (1911 год, архитектор Иван Барютин)

Фото: aramis7

В 1896 году этот дом приобрел купец Алексей Петрович Бахрушин. Особняк был переделан уже на излете популярности стиля, но его черты характерны для раннего московского модерна. Сейчас там располагается посольство Индии.

Особняк потомственного почетного гражданина Беляева, перестроенный из старого здания. Знаменит в первую очередь панно «Маки на закате» и «змеиной» оградой, за образец которой архитектор взял изгородь особняка Рябушинского в исполнении своего учителя Федора Шехтеля.

Особняк Д.Ф. Беляева, Рюмин переулок, 2 (1903 год, архитектор Александр Галецкий).

Фото: Flickr / mccuntz

Особняк потомственного почетного гражданина Беляева, перестроенный из старого здания. Знаменит в первую очередь панно «Маки на закате» и «змеиной» оградой, за образец которой архитектор взял изгородь особняка Рябушинского в исполнении своего учителя Федора Шехтеля.

Голубое одноэтажное здание в районе Арбата было перестроено под модерн из старого дома. О принадлежности к стилю говорят лепнина, волнообразный рисунок ниш над окнами, маскароны в виде женских головок и пристройка с угловой башенкой. Домом владел занимавшийся пряжей и канцелярскими товарами Владимир Эдуардович Тальгрен, там же располагалась его торговая лавка. В 1970-х годах в доме размещалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. За последние несколько лет особняк был тщательно отреставрирован МИДом России.

Особняк Н.П. Михайловой — В.Э. Тальгрена, Малый Николопесковский переулок, 5 (1901 год, архитекторы П.А. Заруцкий и А.Е. Антонов)

Фото: sergeybond.livejournal.com

Голубое одноэтажное здание в районе Арбата было перестроено под модерн из старого дома. О принадлежности к стилю говорят лепнина, волнообразный рисунок ниш над окнами, маскароны в виде женских головок и пристройка с угловой башенкой. Домом владел занимавшийся пряжей и канцелярскими товарами Владимир Эдуардович Тальгрен, там же располагалась его торговая лавка. В 1970-х годах в доме размещалось представительство Организации освобождения Палестины Ясира Арафата. За последние несколько лет особняк был тщательно отреставрирован МИДом России.

Четырехэтажный кирпичный дом построен для хлеботорговца Рахманова по проекту Дриттенпрейса. В числе особенностей здания — вогнутые углы-колонны дома и лепнина. Помимо квартир сейчас там размещаются несколько ресторанов и офисов.

Доходный дом Ф.С. Рахманова, улица Покровка, 19 (1898-1901 годы, архитектор Петр Дриттенпрейс)

Фото: moskvalubvimoey.blogspot.ru

Четырехэтажный кирпичный дом построен для хлеботорговца Рахманова по проекту Дриттенпрейса. В числе особенностей здания — вогнутые углы-колонны дома и лепнина. Помимо квартир сейчас там размещаются несколько ресторанов и офисов.

Четырехэтажный дом в стиле северного модерна сначала принадлежал самому архитектору. В 1905 году он перешел Н. Г. Тарховой, а в 1910-м — дворянке Белоголововой. Здание, ранее известное как «дом с маками», плохо сохранилось.  В частности, красочное панно с маками утрачено.

Доходный дом Н.Г. Тарховой, Подсосенский переулок, 18/5 (1903-1904 годы, архитектор Георгий Макаев)

Фото: Фото: la_belle_epoque

Четырехэтажный дом в стиле северного модерна сначала принадлежал самому архитектору. В 1905 году он перешел Н. Г. Тарховой, а в 1910-м — дворянке Белоголововой. Здание, ранее известное как «дом с маками», плохо сохранилось. В частности, красочное панно с маками утрачено.

Доходный дом М.В. Сокол строился как часть ансамбля с находящимся неподалеку отелем «Метрополь». Главная отличительная черта здания - майоликовое панно на аттике, изображающее северный морской пейзаж, над которым реет сокол. В советские годы там размещались книжные магазины, ГУП «Моспроект-3» и представительства ряда авиакомпаний.

Доходный дом М.В. Сокол, улица Кузнецкий мост, 3 (1902-1904 годы, архитектор Иван Павлович Машков)

Фото: olga-puteshestvennik

Доходный дом М.В. Сокол строился как часть ансамбля с находящимся неподалеку отелем «Метрополь». Главная отличительная черта здания - майоликовое панно на аттике, изображающее северный морской пейзаж, над которым реет сокол. В советские годы там размещались книжные магазины, ГУП «Моспроект-3» и представительства ряда авиакомпаний.

Построен в стиле северного модерна по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. По некоторым данным, в деревянном предшественнике дома Лоськова снимал квартиру Ленин, а в новом здании в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны генерал Брусилов. Большая часть декоративных элементов дома Лоськова утрачена, однако нынешний арендатор здания — посольство Сирии — восстанавливает объект.

Доходный дом П.В. Лоськова, Мансуровский переулок, 4 (1905-1906 года, архитектор Александр Устинович Зеленко).

Фото: nadezda-mni

Построен в стиле северного модерна по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. По некоторым данным, в деревянном предшественнике дома Лоськова снимал квартиру Ленин, а в новом здании в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны генерал Брусилов. Большая часть декоративных элементов дома Лоськова утрачена, однако нынешний арендатор здания — посольство Сирии — восстанавливает объект.

Построена на деньги благотворителей Ивана и Александры Медведниковых. Фасад украшен темно-зеленой плиткой. В правой части постройки расположены два арочных окна с декоративными картушами. Сейчас в здании располагается школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

Бывшая гимназия Медведниковых, Староконюшенный переулок, 18 (1901-1904 годы, архитектор И.С. Кузнецов)

Фото: liveinmsk.ru

Построена на деньги благотворителей Ивана и Александры Медведниковых. Фасад украшен темно-зеленой плиткой. В правой части постройки расположены два арочных окна с декоративными картушами. Сейчас в здании располагается школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

В 1802-1899 годах на этом месте находился деревянный дом, построенный для губернской секретарши Катерины Сергеевны Заборовской. В конце позапрошлого века владелица возвела новое здание. В 1914 году одноэтажный каменный особняк со сторожкой был объединен с соседним домом и обнесен общей оградой. Примерно тогда же дом снимал купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. В настоящее время там располагается посольство Габона.

Здание в Денежном переулке, 16/4 (1899-1900 годы, архитектор Карл Трейман)

Фото: wikimapia.org

В 1802-1899 годах на этом месте находился деревянный дом, построенный для губернской секретарши Катерины Сергеевны Заборовской. В конце позапрошлого века владелица возвела новое здание. В 1914 году одноэтажный каменный особняк со сторожкой был объединен с соседним домом и обнесен общей оградой. Примерно тогда же дом снимал купец и меценат Алексей Александрович Бахрушин. В настоящее время там располагается посольство Габона.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше