Альбина Лебедева

Клерки на грани нервного срыва

Как пространственные решения в офисе мешают людям работать

Противостояние фрилансера и офисного клерка как двух типов отношения к организации рабочего времени старо как мир и, будем честными, надуманно. Есть виды деятельности, для которых необязательно быть в офисе, есть и другие — где без «присутствия» не обойтись.

Во втором случае заботу об условиях труда сотрудников берет на себя работодатель. Признаем честно: иногда получается не блестяще. Мы собрали основные жалобы сотрудников, связанные с оптимизацией офисного пространства. Может, еще не поздно вмешаться и все исправить?

Проблема внутри

Начнем с внутреннего пространства офиса — в конце концов, большинство сотрудников по восемь часов в день проводит именно здесь. Что мешает им больше всего? Именно этот вопрос в течение нескольких лет задавали сотрудникам компаний-клиентов в компании PRIDEX с тем, чтобы учитывать наиболее распространенные жалобы при проектировании новых офисов.

В обобщенном виде результат опроса примерно десяти тысяч сотрудников без малого сотни московских офисов дал следующий результат: людям сильнее всего мешает работать отсутствие личного пространства, шум, плохие вентиляция и освещение.

На первом месте среди всех жалоб (48 процентов опрошенных) — кто бы мог подумать? Именно плохая вентиляция. Но если вдуматься, этот конфликт знаком каждому, кто вынужден подолгу находиться в замкнутом пространстве с людьми другого «температурного режима».

Один жить не может без свежего воздуха, другой простужается, как только предложение открыть окно зимой произносят вслух. К сожалению, прямого решения, которое бы устроило всех, конфликт не имеет, разве что — поддержание «золотой середины». Важно, чтобы центральная инженерия бизнес-центра была рассчитана на то количество сотрудников, которое в нем работает (реально же людей обычно бывает больше, чем может обеспечить комфортом инженерия). Бывает и так, что арендатор сам — ради экономии — уменьшает количество воздухораспределяющих устройств.

Вторую строчку «антирейтинга» (27 процентов сотрудников) занимает слишком плотная рассадка. Людям не хватает места для документов и бумаг, а коллеги частенько находятся слишком близко в течение дня. Это мешает и с точки зрения повышенных децибел, да и личное пространство страдает.

Причина очевидна: экономия арендатора на квадратных метрах. Возможные пути минимизации дискомфорта для сотрудников — грамотное зонирование опен-спейсов, а также развитие общественных пространств — не только переговорных, но и игровых комнат, лаунжей, индивидуальных пространств для телефонных переговоров. В общем, стоит продумать, куда сотрудник может время от времени без ущерба для дела сбегать от коллектива.

Третья и четвертая строчки (по 24 процента досталось каждой из жалоб), по сути, дублируют и вторую, и друг друга — шум и нехватка переговорных. Слишком громкие разговоры по телефону, визиты гостей утомляют сотрудников, да и слишком большое количество людей в помещении создает постоянные шумовые помехи. Как вариант решения проблемы, хотя бы частичного —акустические перегородки между рабочими местами. Кроме того, в острых случаях, поможет акустический потолок, который сдерживает распространение звука по опен-спейс. И да, переговорные (или их суррогат) необходимы! Встречи не стоит проводить прямо на рабочем месте. Лучше уж выйти в кофейню.

Замыкает пятерку плохое освещение (чуть более 20 процентов). В основном жалуются на мощность светильников, нехватка естественного освещения, как ни странно, встречается лишь периодически. Ну что тут скажешь: лучше мощные лампы, чем плохое качество работы из-за повышенной утомляемости и плохой концентрации в темное время года, которое, к слову, длится несколько месяцев. Да и солнечных дней, как мы помним, в Москве всего 75 в году, в остальное время приходится как-то выкручиваться.

Это не я, это они!

Помимо собственно рабочего места, в течение для офисный сотрудник неминуемо посещает, как минимум, столовую. И даже если с обедом не складывается, уж мимо охраны не проходит никто. Без своих специфических проблем не обходится и тут.

«Чаще всего недовольство арендаторов вызывают операторы питания в БЦ и работа службы безопасности, — рассказывает Нелля Имаметдинова, заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium. — С некачественной едой в столовой борются многочисленными письмами и жалобами УК с просьбами сменить оператора питания, иногда это работает. С охраной бывает сложнее».

Например, в одном из бизнес-центров класса «А» на северо-западе Москвы, делится примером эксперт, охрана бдительна настолько, что проводит многочисленные долгие досмотры даже среди сотрудников БЦ. Арендаторы жалуются на то, что неприветливые мужчины с харизмой бывших спецназовцев отпугивают потенциальных клиентов компаний, приезжающих в офис, заставляя их проходить многочисленные процедуры верификации и досмотра.

Конфликты с управляющей компанией по части пропускной системы — частое явление, но возникают они обычно по вине самих арендаторов, встает на сторону охранников Иван Соколов, директор по эксплуатации Sperry Van Ness Eastward Property Management: «Часто сотрудники забывают предупредить посетителей о необходимости иметь документ, удостоверяющий личность при посещении офиса. Наткнувшись на отказ охраны пустить гостя без документов, возмущаются. Если же сотрудники охраны проявляют лояльность и спокойно пускают незнакомцев в здание, управляющие компании потом сталкиваются с жалобами на пропажу ценных вещей из офисов».

Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX, отмечает, что вопрос поддержания безопасности внутри офиса решается системой контроля и управления доступом: «Подобные решения являются эффективным способом борьбы с проникновением в офис посторонних, нивелируя возможность навязчивой торговли, попрошайничества, воровства».

При этом, по словам руководителя коммерческого отдела RD Construction Ольги Леоновой, установка такой системы сама по себе может стать причиной возникновения негатива у сотрудников — в основном, правда, этот эффект бывает кратковременным. «Бывает, что система контроля доступа воспринимается сотрудниками как система слежения, — говорит эксперт. — Эта проблема обычно легко решается путем донесения информации до сотрудников об истинном назначении системы, которая обеспечивает их безопасность, а также позволяет исключить человеческий фактор».

Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar (Москва), приводит еще один забавный случай, связанный с контролем доступа: «Мы никак не думали, что внедрение на одном из наших проектов системы контроля доступа с парковки в здании, приведет к недовольству инструкторов фитнеса (один из арендаторов на объекте). В процессе оказалось, инструкторы стали вынуждены официально проводить все индивидуальные тренировки с клиентами. Так мы помогли арендатору увеличить выручку».

Так что система контроля доступа — решение со всех сторон полезное. Ну а основная рекомендация для работодателя, связанная с общественными зонами — следить за ситуацией с общепитом и не лениться взаимодействовать с управляющей компанией, если в этой сфере что-то неладно. В конце концов, даже если арендатора-столовую быстро поменять при падении качества и не получится, можно организовать дополнительную точку питания «с колес». А сотрудники будут сыты и довольны.

Обсудить
Специальные предложения
Горячие предложения

Другие материалы рубрики

Эти дома строили, чтобы выжить. Теперь на них делают деньги
Как стать владельцем недвижимости, имея тысячу рублей
Что скрывается за стенами новых аэропортов России