Мария Перевощикова

На всем готовом

Зачем нужны бизнес-инкубаторы и мини-офисы

Кризис — отличное время для развития. Именно сейчас многие начинают собственный бизнес: во-первых, есть возможность занять место ушедших с рынка компаний, во-вторых, это альтернатива работе, где не повышают или даже понижают зарплату. А как лучше ставить на ноги свое дело? Неплохие возможности открываются в бизнес-инкубаторах и мини-офисах.

Бизнес-инкубаторы — офисные кластеры, которые предлагают помещения разного размера и уровня — и для больших состоявшихся организаций, и для стартапов. Здесь собираются компании из одной сферы — так происходит взаимовыгодный обмен идеями и знаниями. Есть в бизнес-инкубаторах и помещения общего пользования, лаборатории, например, или конференц-залы, которыми также весьма удобно пользоваться начинающим бизнесменам.

Суть мини-офисов, как, впрочем, и инкубаторов, раскрывает их название — это маленькие офисы площадью до 100 «квадратов». Они могут находиться в бизнес-центрах разного класса, в составе кластеров, на территории бывших промзон, в центре и за МКАД, в отдельных зданиях и в коворкингах. Основное, что их объединяет — небольшие размеры и, соответственно, меньшая стоимость аренды. А стартапам, зачастую состоящим из нескольких человек, огромные помещения, само собой, не нужны: переплачивать нет никакого смысла.

Птичья радость

Помимо того, что бизнес-инкубаторы обеспечивают налаживание связей и обмен опытом, стартапы получают здесь поддержку буквально на всех уровнях развития бизнеса. Предпринимателям предоставляют полный набор «услуг» — от хорошего современного офиса до юридической и бухгалтерской помощи. Бизнесмены могут пользоваться научными и производственными базами, легко находить инвесторов, посещать обучающие семинары, консультироваться с профессионалами.

Фактически инкубаторы освобождают от решения мелких технических вопросов и дают при этом отличные возможности для старта. Зачастую, по словам Елены Мишиной, руководителя отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet, и арендные ставки здесь льготные — цены ниже среднерыночной на 40-70 процентов.

Причем в классическом понимании бизнес-инкубаторы создают на базе научно-исследовательских вузов и институтов. Этот формат предполагает развитие, скорее, инновационных проектов и компаний технологического сектора: предприниматели могут получить совет научных работников, воспользоваться оборудованием для проведения опытов. В таких «теплицах» для талантов молодые специалисты начинают зарабатывать, будучи еще студентами и с нулевыми вложениями: по данным директора по продвижению Meeting Point Елены Фроловой, учащимся инкубаторы на базе вузов предоставляют рабочие места бесплатно. Другим арендаторам рабочие места в этих инкубаторах обходятся от четырех до 25 тысяч рублей в месяц за человека.

Хотя формат в России начал развиваться сравнительно недавно, бизнес-инкубаторы сейчас действуют уже при многих московских вузах. К примеру, студенческий инкубатор высоких технологий МИФИ, инновационный центр МФТИ, бизнес-инкубатор МГУ, бизнес-инкубатор РЭУ им. Г.В. Плеханова, проектный бизнес-инкубатор МГТУ им. Н.Э. Баумана, биобизнес-инкубатор МФТИ, молодежный инновационный бизнес-инкубатор РУДН.

Также нередко организацией инкубаторов занимается государство — для поддержки малого бизнеса. Причем у нас, по мнению Романа Щербака, директора департамента офисной недвижимости компании Praedium, развитие формата пока возможно только при поддержке властей. «Это доказывают примеры инкубаторов ФРИИ и "Сколково". В эти проекты вложены дотации, различные гранты, и в настоящий момент сами они себя окупать не могут», — поясняет эксперт.

Такие проекты, как правило, больше подходят компаниям, нуждающимся в производственных мощностях, — нередко их создают на базе бывших промзон в удаленных от центра районах. Например, технопарки «Слава», «Строгино», «Мосгормаш». И чаще всего бизнес-инкубаторы рассчитаны на организации информационной, медицинской, энергосберегающей, фармацевтической сфер.

Но аренду офиса в бизнес-инкубаторе не всегда можно назвать экономной. По данным Praedium, базовая ставка в «Сколково» сейчас составляет примерно 24 тысячи за «квадрат» в год, в другом популярном проекте Nagatino I-Land цены начинаются от 18 тысяч за квадратный метр в год. Эксперты предупреждают: особую аудиторию таких объектов постепенно могут переманить коворкинги, расположенные в городских оживленных районах.

Коворкинги действительно можно назвать своеобразными бизнес-инкубаторами: здесь также происходит общение между бизнесменами, обмен опытом и знаниями. В коворкинги приходят за атмосферой, новыми знакомствами и хорошим сервисом. В таких проектах можно не думать о содержании офиса — они предлагают полностью оборудованные рабочие места, отмечает Мария Уварова, генеральный директор коворкинга DI Telegraph.

Конечно, коворкинги в основном рассчитаны на молодых, креативных, «хипстерских» людей, но и такие проекты могут быть разного уровня. Meeting Point, расположенный в здании легендарной гостиницы «Москва» по соседству с Кремлем, позиционирует себя как элитный, предназначенный для топ-менеджеров. Поэтому и контакты здесь могут появиться самые разные.

Бизнес-минимализм

Мини-офисы, по мнению Елены Мишиной, «выросли» из коворкингов. И действительно, часть таких проектов предполагает большой набор услуг — секретарь, оргтехника, мебель, кухня, общественные пространства. Конечно, стартапам формат крайне интересен, поскольку здесь они освобождаются от решения многих технических задач, и благодаря общим ресурсам, как и в инкубаторах, и в коворкингах, можно найти единомышленников, партнеров и клиентов.

Кстати, есть проекты, которые сочетают коворкинг и мини-офисы — так, в Meeting Point можно снять офис площадью 16-18 квадратных метров. Анна, которая арендует здесь такое помещение, рассказывает: «Мы организовали свою компанию год назад и сейчас работаем втроем. Сегодня этот офис нас полностью устраивает: наш бизнес предполагает постоянные встречи и расположение в центре столицы подходит для этих целей идеально, а услуги, которыми мы пользуемся (и техника, и ресепшен, и переговорные), компенсируют затраты на аренду».

По словам Клавдии Чистовой, руководителя отдела исследований рынка CBRE, мини-офисы можно условно разделить на несколько видов. На частные и государственные, отраслевые, для людей разных профессий. В качественных проектах А и В классов эти офисы появляются двумя способами — «стихийно», когда этажи в БЦ разделяют на маленькие блоки в результате, например, проблем со сдачей больших площадей, или целенаправленно создаются компаниями, которые профессионально занимаются такими помещениями. В Москве это компании Regus, «Деловой», «Матриксофис», Central Offices. Они реализуют мини-офисы в БЦ «Шаболовка, 31», «Военторг», «Садовая плаза», «Смоленский пассаж», «Ситидел», «Аврора Бизнес-парк», «Красная роза», «Лесная плаза», «Нордстар Тауэр», «Башня на Набережной», «Гринвуд».

Правда, арендные ставки на мини-площади, как правило, процентов на три-пять выше, чем на более крупные. «В помещениях, где сдают мини-офисы, происходит потеря площадей за счет "дробления" на мелкие блоки», — поясняет Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar. Однако арендная плата из-за небольшого метража все равно получается меньше.

В профессиональных проектах, таких как Regus, ставки составляют около 70 тысяч рублей за «квадрат» в год, говорит Роман Щербак. Обычные мини-офисы в разных БЦ площадью до 100 квадратных метров стоят дешевле: в классах А и В+ в центральной части города — от 30 до 35 тысяч рублей за «квадрат», за пределами ТТК и до МКАД — от 10 до 15 тысяч, в классе С — от 7 до 9 тысяч.

Предложения международных операторов — компаний Regus и Central Offices — ориентированы, скорее, на крупных клиентов, которые временно нуждаются в качественном офисе с хорошей локацией, говорит Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX.

Остальные мини-офисы, по словам Дмитрия Золина, управляющего директора сети бизнес-центров «Сенатор», весьма популярны среди стартапов с небольшим штатом: они могут пользоваться изолированным помещением, что означает безопасность «секретов фирмы», и в то же время — общественными пространствами и всеми присущими коворкингам благами. «Формат пользуется популярностью — в сети БЦ "Сенатор" ограниченное предложение офисов маленькой площади, и они всегда нарасхват», — говорит эксперт.

Кроме того, в мини-офисах можно сделать ремонт специально под себя. Нередко получается сделать такое помещение и уютным, и функциональным. «Мы проектировали подобный офис площадью 12 квадратных метров, где разместили две рабочие станции и даже смогли организовать зону отдыха — с растениями и оригинальным светом. В подобных офисах важно использовать приемы, которые делают площадь визуально больше — игру со светом и формой», — говорит Хорен Морозов, архитектор и партнер бюро FRONTARCHTECTURE.

Пользуются небольшими офисами, конечно, не только стартапы, но и компании с маленьким штатом или те, многие сотрудники которых работают удаленно. Так что сегодня, несмотря на кризис, есть довольно много офисных возможностей для самых разных бизнесов. Главное — смело смотреть в будущее и верить в свой успех.

Обсудить
Специальные предложения
Горячие предложения

Другие материалы рубрики

Российские ученые составили список зданий с самым большим количеством дверей
Самые веселые подъезды России в фотографиях из Instagram
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария